Супермен снова выходит на взлёт в самом ожидаемом фильме этого года — «Человек из стали», смелой, правдоподобной интерпретации истории самого известного в мире супергероя. Журнал Total Film взял эксклюзивное интервью у режиссёра Зака Снайдера и его команды.
Помните фильм «Супермен» 1978 года? Сцену, где звездный репортер
«Дэйли Плэнет» Лоис Лэйн (Марго Киддер) берет интервью у героя в трико?
— И она спрашивает: «Так ты с планеты Криптон?», — вспоминает
сценарист «Человека из стали» Дэвид Гойер. — Они начали историю с того,
что он с другой планеты, и при этом никто не вытаращил глаза! Я всегда
считал, что это по меньшей мере странно...
Эталон супергеройского фильма — «Супермен» Ричарда Доннера превратил
классический подзаголовок в слоган: «Вы поверите в то, что человек может
летать». Миссия «Человека из стали» заключена в том, чтобы убедить нас,
что если человек может летать, он также должен и ходить по земле.
— Мы стремились сделать такой фильм о Супермене, где он бы делал
что-то, а вы в этот момент думали: «Да-а, если бы я был на его месте,
я бы сделал именно это», — объясняет режиссёр Зак Снайдер. — Даже
несмотря на то, что он инопланетянин, он очень человечный.
Или вот как это объясняет исполнитель роли человека/инопланетянина Генри Кэвилл:
— Это Супермен для современного мира. И хотя его суть не была
глобально изменена, на этот раз он сильно привязан к реальности. Это
история о невероятном сверхчеловеке, который может творить невероятные
вещи, но при этом каждый сможет представить на его месте самого себя.
Ему приходится проходить через те же самые проблемы и делать сложный
выбор.
Проблемы? Сложный выбор? Мы желаем знать подробности! Конечно, нам
известно не так уж много, фильммейкеры не спешат открывать свои карты.
Но, в конце концов, это фильм продюсера Кристофера Нолана.
— Это то, что Крис отчаянно пытался сделать в фильмах о Бэтмене, —
говорит Гойер, который также писал сценарии к трилогии о Темном Рыцаре.
— Я искренне рад, что мы смогли так много сохранить в секрете, —
улыбается он. — В фильме будет еще столько всего, о чем люди даже
не подозревают. Тизеры — это всего лишь крошечная верхушка айсберга.
Тем не менее, трейлеры дают намек на то, чего мы хотя бы можем
ожидать: поиск себя, поиск своего места в жизни («Ты должен решить,
каким человеком ты хочешь вырасти», наставляет главного героя Кевин
Костнер, играющий его приемного земного отца). Мифический, мрачноватый
и немного маликовский, фильм призывает задуматься о смысле жизни, о том,
о чем обычно не думают супергерои, тем более такие знаменитые.
— Он потерялся в нашем мире, — рассказывает продюсер и жена Зака Снайдера Дебора. — Он пытается найти свой путь.
И хотя обстоятельства, в которых оказался герой, более фантастичны,
чем те, которые окружают нас обычно, — вся эта суперсила, посланцы
с далеких звёзд и тому подобные вещи — персонаж Кэвилла борется
с универсальными вопросами Человечества:
— «Для чего я живу? Каковы мои цели? Какой путь мне выбрать и что
я должен делать?», — перечисляет Снайдер. Все эти вопросы, стоящие перед
Кларком Кентом, как он считает, позволят нам более глубоко проникнуть
в суть этого персонажа. — Мы не можем представить, на что похоже
обладание такими сверхвозможностями, пока мы не спроецируем всё это
на человеческие стороны его личности. А если вы будете лучше понимать
его мотивы, вам будет более интересна его история. У нас он уже не тот
выхолощенный бойскаут.
Он также совсем не Бэтмен, как любит отмечать Гойер.
— Реалистичный — это совсем не обязательно значит мрачный, —
заявляет он. — Я считаю, было бы неправильным для нас избрать для фильма
о Супермене тот же подход, с которым мы делали «Темного Рыцаря». Фильм
о Бэтмене гораздо более нигилистичный, в то время как история Супермена
всегда была, прежде всего, историей надежды.
Адаптация Человека Будущего для современного зрителя потребовала осторожных и четко сбалансированных действий.
Генри Кэвилл и Зак Снайдер на съёмочной площадке «Человека из стали»
— Мы хотели придать ему определенную резкость, но в то же время нам
хотелось, чтобы в нём была душевная теплота, — объясняет Чарльз Ровен,
еще один ветеран трилогии о Тёмном Рыцаре. — Это не самая легкая вещь,
которую требовалось сыграть, но Генри идеально справился с этой задачей,
вынеся на поверхность все оттенки его души.
Костюм создает образ человека, как сказали бы в старые добрые
времена, но в случае с Кэвиллом, наоборот, человек создал образ костюма.
Когда новый костюм еще не был готов (об этом ниже), британский актёр
снимал свои кинопробы в старом трико Кристофера Рива. В свое время этот
костюм выстрелил в яблочко, но сегодня выглядит немного карнавально.
Но когда Кэвилл предстал в этом кричащем костюме перед камерами, «никто
не засмеялся», как вспоминает Дебора Снайдер.
— И мы поняли: «Вот тот самый парень», — рассказывает она. Муж согласился:
— Это было как будто: «Расступитесь! Здесь Супермен!» — говорит
Снайдер. — Если ты можешь позволить себе пройтись в этой штуке, значит,
ты в довольно хорошей форме.
Во время кинопроб Кэвилл выглядел весьма убедительно, даже несмотря на то, что почти ничего не знал об этом персонаже.
— Когда я учился в школе-интернате, у меня не было рядом магазина
с комиксами, — рассказывает он о своем детстве. — Но как только
я получил эту роль, я позволил себе с головой окунуться в комиксы, чтобы
иметь непосредственное представление о Супермене и собрать воедино
персонажа и основную сюжетную линию со всеми различиями и нюансами,
которые были в сценарии.
Однако Кэвилл уверяет нас, несмотря на его глубокие исследования
первоисточников, «Человек из стали» не будет повторением старых версий
Супермена.
— Это наша собственная история. Она стоит особняком, — замечает
Кэвилл. — Она о Супермене, но мы не скопировали ничего из того, чтобы
было в комиксах. И это замечательно, именно поэтому у нас будет
совершенно новая оригинальная история. В основе сценария остались всё те же основные элементы: планета
Криптон, биологический отец Джор-Эл (Рассел Кроу), детство Кларка Кента
в Смоллвиле, «Дэйли Плэнет», Лоис Лэйн (Эми Адамс)... Дэвид Гойер
разработал список «двадцати-тридцати основных характеристик», вокруг
которых он выстраивал сценарий. С главным врагом определились, по его
словам, почти сразу, хотя они с Ноланом обычно, как было и в случае
с Бэтменом, предпочитают выяснять по ходу написания сценария, какой
из злодеев подходит лучше других.
— Мы решили, что наша история будет о Супермене-аутсайдере, —
говорит он. — В определенной мере это фильм о первом контакте, и о том,
как ему приходится решать, принимать или нет свою криптонскую сторону;
так что Зод был очевидным выбором. Он изменился немного благодаря Майклу
Шеннону. Он привнес в своего персонажа черты террориста, тирана
и в самом деле представлял угрозу для Супермена. Но не надо называть его
злодеем.
— Он не злодей, — поддерживает Майкл Шеннон. — Он злодей не более,
чем любой генерал, сражающийся ради своего народа. Ему не нравится
просто причинять страдания или похищать драгоценности, он сосредоточен
на том, чтобы профессионально делать свою работу.
Но всё же современный Зод будет скорее представителем тёмной стороны, чем ярким воплощением зла.
— Я думаю, подход Терренса — и в этом нет никакой критики его игры —
всё же немного отстранённый от самого персонажа, — объясняет Шеннон.
— Чистая ненависть, грубость и всё такое... Но на самом деле этот герой
не такой однозначный.
Что же касается костюма, то Зод распрощался с дискотечным нарядом
и получил боевой доспех — броню, которую будут создавать на экране
специалисты по захвату движения и компьютерной графике («Потому что
если бы этот доспех был реальным, он бы меня раздавил», — открывает
секрет Шеннон).
И таким образом мы подошли к самому радикальному изменению, которое
мы увидим в «Человеке из стали», самому новому, самому удивляющему —
отсутствию в костюме Супермена знаменитых красных трусов. Как и во всём
прочем, что касалось Супермена, Кристофер Рив показывал свое
мужественное благородство, нося трусы поверх всего костюма. Но красные
трусы просто-напросто не удержались на костюме образца 2013 года. Хотя
за их наличие разыгралась нешуточная борьба, как говорит Зак Снайдер.
— Когда мы приступили, я сказал: «Мы должны очень постараться
сохранить трусы», — вспоминает он. — Мы прошли много, много, много
итераций, и наконец я сказал: «Ладно, придётся их убрать». Но я пытался,
я правда пытался... Процесс разработки нового образа Супермена занял примерно полгода.
Снайдер и его команда постарались сделать его соответствующим
обновленной версии истории Супермена.
— Мы уважительно отнеслись к тому, что было до нас, — уверяет
Кэвилл, — но сегодня есть сегодня. Даже в новых изданиях комиксов
Супермен уже не носит красных трусов — у него остался лишь красный пояс,
но не трусы. Настало время перемен.
Настало время также задать вопрос «Почему?», полагает Зак Снайдер,
выстраивая связь между «Человеком из стали» и его предыдущими
адаптациями супергероев DC.
— Если задуматься, «Хранители» были чем-то вроде эссе на тему
«Почему?» в жизни супергероев, — рассказывает он. — Зачем они нам нужны
и почему мы их боготворим? Я очень долго копался в этих «Почему?»
относительно супергероев... Крис [Нолан] как-то сказал, что именно
поэтому я заинтересовал его в качестве режиссёра этого фильма. — Снайдер
обещает нам невероятно сложного, невиданного ранее Супермена.
Кроме того нас ждут некоторые весьма крутые штуки. Спойлеров не будет, но будут вполне прозрачные намеки.
— Экшн — просто восторг! — задыхается Гойер. — Если вы мечтали
увидеть фильм, в котором мощь супергероев была бы показана во всей своей
неприкрытой красе, это будет то самое зрелище!
Визуальные эффекты «выносят всех в одни ворота», соглашается Зак
Снайдер, но уверяет, что переизбытка спецэффектов не будет, потому что
«во всё этом очень много самого Генри», и в целом зрелище описывается
как супер-органичное.
— Способности Супермена, конечно, удивительны, но он у нас более
приземленный, — объясняет он. — Я не думаю, что он способен поднять
континент.
Возможно, провал «Возвращения Супермена» в 2006-м, когда
Брайан Сингер, отдавая дань уважения Ричарду Доннеру, поддержал его
версию всемогущего супергероя, стоил Кал-Элу семи лет отсутствия
на экранах.
— Супермен был разбит на некоторое время, — считает Зак Снайдер,
проводя параллель с реабилитацией Ноланом пост-Шумахеровского Бэтмена.
— Крис предложил свою версию жизни супергероя в современном мире. Это
примерно то же самое, что мы пытались сделать с Суперменом. И очень
важно то, что мы исправили старые ошибки.
Как отмечает Кэвилл, Человек-из-Стали по своей природе должен быть буквально пуленепробиваемым.
— Вообще-то я имею в виду звёздную команду, — с восторгом
добавляет он (среди актёрского состава также Дайана Лэйн и Лоуренс
Фишбёрн, играющие, соответственно, приемную маму Кларка и главного
редактора «Дэйли Плэнет»). — Это идеальное сочетание невероятно
талантливых людей.
Он также уверен и в идеальном сочетании стиля и содержания.
— Бывает, иногда хочется посмотреть взрывное кино. А иногда хочется
чего-то интроспективного, что вызывает глубокие эмоции в душе. В нашем
случае найдена золотая середина между этими двумя крайностями.
Что же касается того, о чем собственно фильм, — так вот же оно, прямо в названии!
— Он человек, но он человек из стали, — говорит Гойер. — Именно это
главная тема фильма, и именно поэтому у фильма такое название, которое
родилось у нас еще в самом начале. Он человек, но он не человек.
Кроме того, больше внимания по сравнению с предыдущими фильмами
уделено всему внеземному. Больше не будет планеты Криптон в виде
«эфирного, плавающего кристального зеркала», как описывает эту вещь
из фильма Доннера Майкл Шеннон.
— Мы постарались нарисовать более детальную картину Криптона, его
политического устройства, его фауны, науки, — говорит Гойер, и его слова
означают, что Джор-Эл Рассела Кроу получит существенно больше экранного
времени, чем ожидалось. — Это не камео. Я думаю, люди считают, что
он повторит роль Марлона Брандо, но это не совсем так, — подтверждает
Гойер.
В таком случае, вперёд, криптонцы! Ну а как насчет расширения вселенной DC? Будет ли в фильме задел для других супергероев?
— Я в самом деле не могу вам сказать, — всё, что говорит Зак Снайдер в ответ на этот вопрос.
Если верить бульварной прессе, судьба «Лиги Справедливости» зависит
от того, насколько высоко взлетит «Человек из стали». Но будут ли
«пасхалки» или нет, в надежде собрать команду супергероев, которая даст
бой «Мстителям», режиссёр мечтает о возвращении Супермена на экран
в следующем фильме.
— Я надеюсь на то, что нам удастся утвердить его в новой истории
кинематографа, и что он достаточно жизнеспособный, неординарный
персонаж, и все будут заинтересованы в продолжении, — говорит Снайдер.
— Он самый известный супергерой в мире. По крайней мере должен быть.
В конце концов, он Супермен!
Спасибо за новость пользователю Nightwing.
|